Программа «Summer Camp in Photonics» рассчитана на две недели и состоит из трёх частей: теоретической практической и экскурсионной. Уникальность «Summer Camp» для иностранных студентов состоит в том, что участники получают возможность не только прослушать лекции ведущих учёных Университета ИТМО по научным темам в области фотоники, но и провести собственные научные эксперименты на самом современном оборудовании лабораторий Международного института «Фотоники и оптоинформатики». И, конечно, особенную привлекательность придаёт летней школе экскурсионная программа по одному из красивейших городов Европы – Санкт-Петербургу.
Первая часть программы летней школы – это лекционный курс, где предусмотрен обзор самых значимых направлений исследований в области фотоники и последних достижениях ведущих учёных по этим направлениям. В этом году учёные и преподаватели Международного института «Фотоники и оптоинформатики» в рамках основных тематик своих лабораторий прочитали слушателям более десяти лекций по актуальным темам, среди которых:
- Introduction in the field of quantum information and quantum calculation.
- Quantum communications.
- Single photon sources and detectors.
- Security of QKD systems.
- Review of Spatio-temporal holography
- Application of femtosecond lasers in medicine and biology.
- Introduction to Digital holographic microscopy and tomography.
- Optical nonlinearities and ultrafast dynamics in media: experimental techniques. Z-scan method and pump-probe spectroscopy.
- Introduction to the terahertz optics.
- Application of terahertz optics for biomedical use, food and art-works testing and bio-like materials.
Вторая часть программы летней школы – это практическая работа, где запланированы собственные научные исследования студентов по тематикам выбранных направлений с дальнейшей обработкой результатов и подготовкой отчётов. В соответствии с планом участники школы выбрали для себя направления исследований и под руководством научных сотрудников Международного института «Фотоники и оптоинформатики» провели ряд экспериментов. Количество предлагаемых тем было достаточно большое, и каждый слушатель смог выбрать себе наиболее интересное направление исследования. Для некоторых участников «Summer Camp» работа в лаборатории над реальными экспериментами, и, что особенно важно, на уникальном оборудовании, оказалась в новинку и стала, в прямом смысле, первым исследовательским опытом.
В рамках третьей части программы летней школы, студенты знакомились с Санкт-Петербургом, его улицами, площадями и основными достопримечательностями, посетили музей Оптики Университета ИТМО, музей – заповедник «Петергоф». Гидами для слушателей летней школы уже традиционно были: Ирина Воронцова, студентка факультета Фотоники и оптоинформатики, сотрудница лаборатории «Фемтосекундной оптики и фемтотехнологий» Международного института «Фотоники и оптоинформатики» и Максим Мельник, аспирант факультета Фотоники и оптоинформатики, соруководитель «Summer Camp in Photonics».
В последний день работы летней школы состоялась отчетная сессия, где все обучающиеся представили результаты своей работы, а также получили официальные сертификаты о прохождении курсов по оптике от Университета ИТМО, которые позволят им получить три зачетные единицы в своих родных вузах. В заключительном слове студенты выразили искреннюю благодарность за великолепную организацию «Summer Camp in Photonics» и необычайный восторг от красоты и великолепия Санкт-Петербурга.
Корреспондент ITMO.NEWS, Дмитрий Лисовский взял интервью у участников «Summer Camp in Photonics – 2019».
Зузана Соудна
Зузана Соудна (Soudná Zuzana), Czech Technical University in Prague.
«Летнюю школу в Университете ИТМО я нашла совершенно случайно. Дело в том, что после краткого изучения плазмоники я хотела узнать больше о фотонике и оптике. Загуглила, где можно получить хороший базовый уровень, и довольно быстро нашла летнюю школу в петербургском вузе. Отправить заявку было несложно: я заполнила заявление, приложила информацию о себе, дождалась ответа и сделала визу.
Несмотря на качественный теоретический модуль школы, больше всего мне понравилась самостоятельная работа над проектом. После короткого введения в дисциплину ты сразу получаешь возможность применить знания на практике, в моем случае проект был связан с созданием голограмм исторических культурных объектов. Мы фотографировали различные статуи, предоставленные партнерами университета, делали их 3D-модели и продолжали работать с ними. В долгосрочной перспективе эти технологии могут помочь сохранять важную информацию о культурном достоянии человечества, но мы только в начале пути. Поэтому работать было настолько интересно: когда ты на первой ступени исследования, тебе не на кого оориентироваться – приходиться самому расширять границы знания.
Конечно, я была не одна — мне помогал куратор, сотрудник Университета ИТМО. Насколько я знаю, его научная группа продолжит работу над 3D-моделями после окончания летней школы. Мы планируем поддерживать связь — очень интересно узнать. к чему приведут исследования. Возможно, я и сама вернусь к ним в будущем».
Петер Кочиш
Петер Кочиш (Kocsis Péter), аспирант в Tampere University of technology.
«На самом деле я из Хорватии, но в данный момент изучаю обработку изображений в финском университете. Сотрудники лаборатории, где я работаю, часто общаются со специалистами Университета ИТМО и посоветовали мне приехать, поучиться и укрепить уже существующие связи. Другая важная причина приехать именно сюда — это возможность поработать с цифровым микрозеркальным устройством. Полученные навыки я смогу применить в Финляндии – мы как раз заказали эту установку.
Как человек, который занимался наукой в нескольких странах, я могу сказать, что мой опыт образования в России ничем не отличается от других стран. Главное, что люди знают, чем занимаются. Когда ты окружен такими специалистами, ты всегда получаешь важный опыт. По структуре летняя школа мне больше напомнила практико-ориентированную конференцию с большим количеством самостоятельной работы после встреч».
Йаганш Канеджа
Йаганш Канеджа (Yagyaansh Khaneja), Indian Institute of Technology Roorkee.
«В своей работе я исследовал эффективность генерации терагерцового излучения при лазерной филаментации в воде с различными показателями жесткости и кислотности. Дело в том, что терагерцовое излучение является очень перспективным, большое количество исследований ведется как в области его генерации, так и практического использования. Генерация такого излучения в жидкостях – пионерское исследование, во всем мире этим занимается всего несколько лабораторий, одна из которых находится здесь, в Университете ИТМО. В будущем терагерцовые технологии вполне можно будет применять в сфере охраны и медицины, однако для этого нужно еще много работать. В ходе персонального проекта летней школы я хотел посмотреть, как на генерацию терагерцового излучения влияют различные свойства воды. Для этого мы провели несколько экспериментов совместно с сотрудниками лаборатории фемтосекундной оптики и фемтотехнологий.
В будущем я бы очень хотел поступить на магистратуру в Университет ИТМО и вернуться к своим исследованиям. Согласно моим наблюдениям, в России люди более привержены своей работе, чем в Индии. К сожалению, институт, в котором я обучаюсь на втором курсе бакалавриата, вряд ли поддержит официальный академический обмен с ИТМО, однако я уже планирую вернуться сюда во время зимних студенческих каникул».
Елена Сим
Елена Сим, ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
«На протяжении шести лет я занималась оптическим материаловедением и кристаллами, однако в последнее время мне стала очень интересна оптика. Возможно, это случилось благодаря опыту преподавания физики в области медицины. После этой работы стало любопытно, как изучают взаимодействие излучения с биологическими системами.
Про эти и многие другие темы нам очень доходчиво рассказали на летней школе. Преподавали тут в основном аспиранты, которые старались преподнести материал максимально доступно. Некоторые темы я повторила и освежила память, с другими познакомилась впервые – среди них терагерцовая биомедицина, фемтосекундная оптика и квантовая информатика. Общение с другими участниками школы также проходило без проблем — все-таки мы работаем в одной области и оперируем общей терминологией.
В рамках индивидуального научного проекта второй недели я занималась численными моделированиями оптических параметров для исследования раковых тканей. Мне давали экспериментальные данные о тканях, а я знакомилась с теоретическими моделями и пробовала построить их в лаборатории. В дальнейшем эту работу продолжат аспиранты Университета ИТМО».