Каждый студент был закреплен за одной из научных лабораторий Международного института «Фотоника и оптоинформатика» (ФиОИ) Университета ИТМО. Учащиеся не только работали в команде, но и проводили собственные исследования, внося вклад в продвижение работы лаборатории в целом. Исследования велись по трем направлениям: фемтосекундная оптика и фемтотехнологии, терагерцовая медицина и квантовая информатика.
О своих впечатления от работы в научных лабораториях и пребывании в Северной столице рассказывают студенты Университета Рочестера Гунтис Рутинс и Се Ва Ли.
Был ли у вас опыт работы в лаборатории до посещения летней школы по фотонике в Университете ИТМО?
Гунтис Рутинс: Я обучаюсь на третьем курсе бакалавриата и у меня есть некоторый опыт работы в лаборатории, однако он был связан, скорее, с закреплением знаний в ходе учебного процесса. В Университете ИТМО мы занимались реальным исследованием, а это значительно отличается от лабораторных работ в нашем вузе. Здесь мы погрузились в конкретную область деятельности. Очень помогли теоретические занятия, которые проводились в рамках летней школы.
Се Ва Ли: В Университете Рочестера я окончила только первый курс, поэтому у меня не было достаточных для продуктивной научной деятельности знаний. Работа в лаборатории Университета ИТМО стала для меня серьезным вызовом; даже не знаю, справилась бы я, если бы русские коллеги не были такими внимательными, терпеливыми и дружелюбными.
Связаны ли ваши исследования в Университете ИТМО с вашими научными интересами или специализацией?
Гунтис Рутинс: В бакалавриате Университета Рочестера мы получаем в основном общие знания. Специализации в какой-то научно-исследовательской теме пока нет. Она появляется уже в магистратуре. Именно поэтому двухнедельное погружение в узкую отрасль науки – это отличный опыт.
Будете ли вы применять полученные навыки на практике?
Се Ва Ли: Сам факт прохождения такой школы, как минимум, станет хорошей строчкой в резюме. Так, например, когда я захочу присоединиться к научной лаборатории в своем вузе, я расскажу, что у меня есть аналогичный опыт работы, меня не нужно дополнительно обучать и тратить на меня слишком много времени. Безусловно, это выделит меня среди других кандидатов и поможет стать ассистентом в лаборатории.
Гунтис Рутинс: В Университете Рочестера мы не можем просто подойти к преподавателю и сказать: «Я хочу заниматься наукой». Обязательным является прохождение конкурса, в ходе которого профессор, с которым ты контактируешь, оценивает твою мотивацию и подготовленность к работе в лаборатории.
Какие впечатления остались от города?
Се Ва Ли: Санкт-Петербург – поразительно красивый город. Я получила удовольствие от знакомства с его архитектурой – некоторые исторические здания действительно потрясают. Из небольших наблюдений: мужчины в России не привыкли пожимать руку женщинам, и мне понадобилось несколько дней, чтобы привыкнуть к этому. Также поразила существующая в России культура поведения в общественном транспорте. Нередко я замечала, как, завидев пожилого человека, люди мгновенно уступали ему место. Это здорово.
Гунтис Рутинс: Меня очень удивила непродолжительность темноты ночью. Темнело поздно, а светало буквально через несколько часов. Для меня это было необычно.
Много ли достопримечательностей посмотрели?
Се Ва Ли: У нас был очень плотный график работы. Первые четыре дня пребывания в Санкт-Петербурге мы ходили на занятия по русскому языку, вставали рано, чтобы все успеть. В целом, иногда мы проводили около 12 часов в лаборатории, заканчивая работу только в восемь-девять часов вечера. К счастью, когда я выходила из «Красного домика», на улице было все еще очень светло, и я могла обмануть себя, что закончила работу не так уж и поздно. Как бы то ни было, мы побывали в Петергофе, сходили на балет «Золушка», посетили Эрмитаж и Русский музей.
Гунтис Рутинс: За две недели у нас было не так много выходных дней. Программа летней школы оказалась очень насыщенной: работали даже по субботам. Думаю, это справедливо, потому что мы приехали сюда в первую очередь за научными знаниями и опытом.
Что вы изменили бы в программе?
Се Ва Ли: Я бы посоветовала проводить школу не в начале июня, а в середине мая. В Америке многие студенты ищут летние стажировки или подработку после сессии. И когда им приходится выбирать между двухмесячной и двухнедельной программой, они делают выбор в пользу первой. Добавлю, что программа больше подходит для студентов старших курсов. По своему опыту скажу, что первокурсникам может быть сложно.
Гунтис Рутинс: Я хотел бы провести еще неделю в Санкт-Петербурге. Она разбавила бы рабочую нагрузку и позволила бы больше времени проводить в городе, осматривая достопримечательности. В целом этот опыт оказался весьма ценным, и я буду рекомендовать летнюю школу по фотонике своим друзьям.
Пресс-служба Университета ИТМО