В рамках реализации программы «5 в 100» от кафедры ФиОИ и международного института «Фотоника и Оптоинформатика» двое студентов кафедры Фотоники и Оптоинформатики были направлены на обучение в магистратуре Университета Рочестера (США) по программе двойных дипломов. Недавно завершился первый семестр обучения в США и студенты Максим Мельник и Андрей Гайдаш поделились своими впечатлениями о процессе обучения в Университете Рочестера. Оба студента успешно сдали свою первую сессию в американском университете.
- Расскажите о том, как проходит учебный процесс в Университете Рочестера и как устроен учебно-методический материал. Перечислите дисциплины, обязательные для изучения, а также расскажете, кто такой ассистент преподавателя (teacher assistant) и какая у него функция?
Andrey Gaydash
- Обучение в магистратуре длится один учебный год, который состоит из двух семестров. В каждом семестре необходимо изучать не менее четырех предметов, из которых четыре в году являются обязательными, а остальные выбираются студентами из списка дисциплин. Три обязательных мы выбрали в осенний семестр (геометрическая оптика, Фурье оптика и излучение/детекторы) и по одному на выбор: я – математические методы, Максим – терагерцевая техника.
Кратко расскажу обо всех изучаемых предметах:
Геометрическая оптика – интересный но довольно сложный предмет. Хотя возможно его сложность связана с другим подходом по сравнению с остальными предметами. Параксиальное приближение сплошь состоящее из матриц: матрицы распространения, преломления, распространения, преломления… Очень мощный инструмент. Потом были абберации - это уже ближе к дизайну линз и пр. Интересно было послушать для общего развития, но не более, уж слишком далеко от области моих научных интересов. Преподавание было хорошим, лектор раздал нам книжки – распечатанные его лекции, нужно было только следить и дописывать какие-то дополнительные заметки. Очень не хватало на лекциях хоть какого-то разбора практических заданий, из-за этого возникали иногда проблемы с домашним заданием.
Излучение и детекторы – очень интересный предмет и относительно не сложный. Радиометрия, фотометрия, колориметрия, излучение черного тела, теория шума и много всего про различные детекторы – все полезно, все пригодится. Формат – обычные лекции. Домашние задания – различные задачи по теме, проблем особых не было, а если и возникали, то два ассистента преподавателя очень хорошо все объясняли.
Фурье оптика – предмет крайне интересный, очень много новой информации, многое стало понятнее. Непосредственно Фурье и его различные свойства, его применение в разных областях. Много материала было про формирование изображений. Лекции нам тоже выдавали печатные, так что нужно было только следить и дописывать пометки. Ассистент преподавателя на этом предмете был пожалуй самым лучшим -очень грамотно помогал по любым вопросам. Домашнее задание состояло из различных задач двух типов – письменные работы и в программы в Mathcad (предпочтительнее конечно Matlab, но мы его не учили и поэтому не пользовались). Электронные домашние задания выполнялись каждая как отдельная лабораторная. Кода в Mathcad порой выходило очень много.
Математические методы – на мой взгляд, это самый интересный предмет за прошлый семестр. Векторные операции, теория комплексных чисел и функций, теория вычетов, интегралы через вычеты, дифференциальные уравнения и много всего другого. Вроде бы нам все (почти) это рассказывали на втором курсе на высшей математике, но тут это тонко сплетено с непосредственным прикладным использованием всех этих математических методов. Я был в восторге от этого предмета, даже, несмотря на то, что порой было очень сложно. Некоторые задания из домашние задания были крайне необычными и интересными (например доказать е=мс2 исходя из метрики заданной теорией относительности).
Maxim Melnik
- Учебный процесс представляет собой обычные пары. Занятия, которые мы посещали, больше всего напоминали обычные лекции в Университете ИТМО. То, что в ИТМО принято называть "лабораторными работами" тут выноситься в домашние работы (по Фурье оптике было много такого материала). Посещение занятий никто не фиксирует (разве что у преподавателя хорошая память), но посещать стоит хотя бы потому, что тут серьезно развито единоличие, и если нет друзей, никто тебе не передаст важную информацию или, в конце концов, новую домашнюю работу. Лично я еще на 2 предмета ходил для себя, просто потому, что преподаватель не против этого, а мне "интересно". На тех предметах, которые мы посещали, преподаватель давал всю необходимую информацию. По дисциплине "излучение и детекторы" все что преподаватель писал на доске - будет на экзамене/в домашних заданиях, мы вели конспекты, а перед экзаменом составляли что-то вроде легальных шпаргалок, в которые выписывали все необходимые формулы (размер - лист А4). По "Фурье оптике" нам выдавались распечатки презентаций, а так же необходимо было в том или ином виде иметь учебник. По геометрической оптике был выдан "учебник", который представлял собой сканированную рукопись преподавателя. Начиная со второй недели, каждую неделю задают домашние задания, на которые у нас уходило ВСЕ свободное время. У каждого преподавателя с классом от 7 человек есть ассистент преподавателя (teacher assistant), к которому можно обращаться с вопросами по предмету. Так же он проверяет домашние задания и экзамены. Во многом успешное изучение предмета зависит именно от ассистента и его умения объяснять материал.
- Сложнее ли учиться по сравнению с Университетом ИТМО?
Andrey Gaydash
-В целом учиться сложнее, ибо нагрузка намного больше чем в Университете ИТМО. Те же домашние задания выполняются в виде лабораторных, только каждую неделю. Хорошо, что на высшей математике ранее нам рассказывали почти все, что было на математических методах, иначе бы я наверно не сдал этот предмет. Ну и как подметил Максим, без Matlab /Matemateca задания не выполнить. Нас очень выручало то, что мы довольно хорошо знаем другой математический пакет Mathcad – наша рабочая лошадка. Зато тут есть плюс большой, мы все программы сами писали, с этим приходит большее понимание предмета.
Maxim Melnik
-Учится, на мой взгляд, тут сложнее, так как "самообразованию" тут посвящено меньше времени. Выполняя домашние задания, хочешь - не хочешь, но учишь, иначе проблемы только будут накапливаться. Но тут, всегда можно спросить преподавателя или его ассистента о помощи, они к этому серьезно относятся, помогают, у Преподавателя и ассистента есть приемные часы иногда даже 2 раза в неделю, и после занятий мы часто перехватывали, например, преподавателя по геометрической оптике в коридоре и он нам еще по часу отвечал на вопросы.
- Какие знания вам пригодились, а чего не хватало?
Maxim Melnik
- В ИТМО нам преподавали все на общем уровне, преподаватели пытались охватить как можно большую область, тут же излагают материал достаточно узко. Например, я записался в весеннем семестре на предмет Поляризация, который будет проводиться 3 часа в неделю в течение 4 месяцев! Я даже не представляю о чем могут рассказывать.
Не хватало знаний по моделированию в математических пакетах, таких как Matlab, Matemateca, или Mathcad. Если бы я не разбирался в нем для научной работы, и если бы Андрей в нем не был гением, то мы бы уж точно "завалили" Фурье оптику. Еще, мы совершили ошибку, когда можно было наравне со всеми с самого начала пытаться что-то делать в Matlab, а мы предпочли делать задания в более привычном для нас Mathcad. Потом пошли сложные задания только в пакете Mathlab и было трудно их выполнять.
- Сложно ли обучаться на английском языке?
Maxim Melnik
- Сложностей в обучении на английском я не почувствовал. Общаться с одногруппникамине всегда просто, но в если слушать преподавателя, особенно когда у него нет акцента, то все можно понять. К тому же преподаватели, как мне кажется, специально медленно разговаривают, чтобы материал лучше усваивался.
Andrey Gaydash
- Я, как студент, сдавший TOEFL не на самый высокий балл, не испытываю никаких проблем с английским языком.
- У вас письменные экзамены длятся по три часа, да?
Maxim Melnik
- Да, письменные экзамены обычно длятся три часа. Но некоторые преподаватели сокращают это время до двух часов по своему усмотрению.
Andrey Gaydash
- Обучение в магистратуре длится один учебный год, который состоит из двух семестров. В каждом семестре необходимо изучать не менее четырех предметов, из которых четыре в году являются обязательными, а остальные выбираются студентами из списка дисциплин. Три обязательных мы выбрали в осенний семестр (геометрическая оптика, Фурье оптика и излучение/детекторы) и по одному на выбор: я – математические методы, Максим – терагерцевая техника.
Кратко расскажу обо всех изучаемых предметах:
Геометрическая оптика – интересный но довольно сложный предмет. Хотя возможно его сложность связана с другим подходом по сравнению с остальными предметами. Параксиальное приближение сплошь состоящее из матриц: матрицы распространения, преломления, распространения, преломления… Очень мощный инструмент. Потом были абберации - это уже ближе к дизайну линз и пр. Интересно было послушать для общего развития, но не более, уж слишком далеко от области моих научных интересов. Преподавание было хорошим, лектор раздал нам книжки – распечатанные его лекции, нужно было только следить и дописывать какие-то дополнительные заметки. Очень не хватало на лекциях хоть какого-то разбора практических заданий, из-за этого возникали иногда проблемы с домашним заданием.
Излучение и детекторы – очень интересный предмет и относительно не сложный. Радиометрия, фотометрия, колориметрия, излучение черного тела, теория шума и много всего про различные детекторы – все полезно, все пригодится. Формат – обычные лекции. Домашние задания – различные задачи по теме, проблем особых не было, а если и возникали, то два ассистента преподавателя очень хорошо все объясняли.
Фурье оптика – предмет крайне интересный, очень много новой информации, многое стало понятнее. Непосредственно Фурье и его различные свойства, его применение в разных областях. Много материала было про формирование изображений. Лекции нам тоже выдавали печатные, так что нужно было только следить и дописывать пометки. Ассистент преподавателя на этом предмете был пожалуй самым лучшим -очень грамотно помогал по любым вопросам. Домашнее задание состояло из различных задач двух типов – письменные работы и в программы в Mathcad (предпочтительнее конечно Matlab, но мы его не учили и поэтому не пользовались). Электронные домашние задания выполнялись каждая как отдельная лабораторная. Кода в Mathcad порой выходило очень много.
Математические методы – на мой взгляд, это самый интересный предмет за прошлый семестр. Векторные операции, теория комплексных чисел и функций, теория вычетов, интегралы через вычеты, дифференциальные уравнения и много всего другого. Вроде бы нам все (почти) это рассказывали на втором курсе на высшей математике, но тут это тонко сплетено с непосредственным прикладным использованием всех этих математических методов. Я был в восторге от этого предмета, даже, несмотря на то, что порой было очень сложно. Некоторые задания из домашние задания были крайне необычными и интересными (например доказать е=мс2 исходя из метрики заданной теорией относительности).
Maxim Melnik
- Учебный процесс представляет собой обычные пары. Занятия, которые мы посещали, больше всего напоминали обычные лекции в Университете ИТМО. То, что в ИТМО принято называть "лабораторными работами" тут выноситься в домашние работы (по Фурье оптике было много такого материала). Посещение занятий никто не фиксирует (разве что у преподавателя хорошая память), но посещать стоит хотя бы потому, что тут серьезно развито единоличие, и если нет друзей, никто тебе не передаст важную информацию или, в конце концов, новую домашнюю работу. Лично я еще на 2 предмета ходил для себя, просто потому, что преподаватель не против этого, а мне "интересно". На тех предметах, которые мы посещали, преподаватель давал всю необходимую информацию. По дисциплине "излучение и детекторы" все что преподаватель писал на доске - будет на экзамене/в домашних заданиях, мы вели конспекты, а перед экзаменом составляли что-то вроде легальных шпаргалок, в которые выписывали все необходимые формулы (размер - лист А4). По "Фурье оптике" нам выдавались распечатки презентаций, а так же необходимо было в том или ином виде иметь учебник. По геометрической оптике был выдан "учебник", который представлял собой сканированную рукопись преподавателя. Начиная со второй недели, каждую неделю задают домашние задания, на которые у нас уходило ВСЕ свободное время. У каждого преподавателя с классом от 7 человек есть ассистент преподавателя (teacher assistant), к которому можно обращаться с вопросами по предмету. Так же он проверяет домашние задания и экзамены. Во многом успешное изучение предмета зависит именно от ассистента и его умения объяснять материал.
- Сложнее ли учиться по сравнению с Университетом ИТМО?
Andrey Gaydash
-В целом учиться сложнее, ибо нагрузка намного больше чем в Университете ИТМО. Те же домашние задания выполняются в виде лабораторных, только каждую неделю. Хорошо, что на высшей математике ранее нам рассказывали почти все, что было на математических методах, иначе бы я наверно не сдал этот предмет. Ну и как подметил Максим, без Matlab /Matemateca задания не выполнить. Нас очень выручало то, что мы довольно хорошо знаем другой математический пакет Mathcad – наша рабочая лошадка. Зато тут есть плюс большой, мы все программы сами писали, с этим приходит большее понимание предмета.
Maxim Melnik
-Учится, на мой взгляд, тут сложнее, так как "самообразованию" тут посвящено меньше времени. Выполняя домашние задания, хочешь - не хочешь, но учишь, иначе проблемы только будут накапливаться. Но тут, всегда можно спросить преподавателя или его ассистента о помощи, они к этому серьезно относятся, помогают, у Преподавателя и ассистента есть приемные часы иногда даже 2 раза в неделю, и после занятий мы часто перехватывали, например, преподавателя по геометрической оптике в коридоре и он нам еще по часу отвечал на вопросы.
- Какие знания вам пригодились, а чего не хватало?
Maxim Melnik
- В ИТМО нам преподавали все на общем уровне, преподаватели пытались охватить как можно большую область, тут же излагают материал достаточно узко. Например, я записался в весеннем семестре на предмет Поляризация, который будет проводиться 3 часа в неделю в течение 4 месяцев! Я даже не представляю о чем могут рассказывать.
Не хватало знаний по моделированию в математических пакетах, таких как Matlab, Matemateca, или Mathcad. Если бы я не разбирался в нем для научной работы, и если бы Андрей в нем не был гением, то мы бы уж точно "завалили" Фурье оптику. Еще, мы совершили ошибку, когда можно было наравне со всеми с самого начала пытаться что-то делать в Matlab, а мы предпочли делать задания в более привычном для нас Mathcad. Потом пошли сложные задания только в пакете Mathlab и было трудно их выполнять.
- Сложно ли обучаться на английском языке?
Maxim Melnik
- Сложностей в обучении на английском я не почувствовал. Общаться с одногруппникамине всегда просто, но в если слушать преподавателя, особенно когда у него нет акцента, то все можно понять. К тому же преподаватели, как мне кажется, специально медленно разговаривают, чтобы материал лучше усваивался.
Andrey Gaydash
- Я, как студент, сдавший TOEFL не на самый высокий балл, не испытываю никаких проблем с английским языком.
- У вас письменные экзамены длятся по три часа, да?
Maxim Melnik
- Да, письменные экзамены обычно длятся три часа. Но некоторые преподаватели сокращают это время до двух часов по своему усмотрению.