ГлавнаяУниверситет ИТМО
2018-05-07
Поздравляем Дмитрия Владимирцева, победителя Школьной секции VII Конгресса молодых ученых!
 
  Программным комитетом VII Конгресса молодых ученых за доклад во «взрослой» секции Дмитрий Владимирцев, ученик 10-го класса Лицея № 239 был отмечен благодарностью, а в школьной секции признан победителем. Поздравляем Дмитрия Владимирцева и его научного руководителя д.ф.-м.н., доцента кафедры Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО Павлова Александра Владимировича!



 
С 17-го по 20-е апреля в Университете ИТМО проходил VII Конгресс молодых ученых.
Конгресс проводится ежегодно в целях реализации программы Национального исследовательского университета, программы повышения конкурентоспособности Университета ИТМО среди ведущих мировых научно-образовательных центров, а также с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых ученых, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения научного уровня магистерских диссертаций и апробации выпускных квалификационных работ бакалавров за 2017/2018 учебный год.
  В рамках VII Конгресса проходили заседания секций XV Межвузовской конференции молодых ученых, сессий научных школ, а также школьной секции с участием молодых ученых, специалистов и школьников России, зарубежных стран и стран ближнего зарубежья.
  Дмитрий Владимирцев, с докладом «Моделирование формирования понятийного мышления методом наложенных голограмм Фурье: зависимость эффективности формирования гипотез понятий от информационных характеристик обрабатываемых образов» принял участие сразу в двух секциях VII Конгресса молодых ученых:
  • IX сессии научной школы «Технологии программирования, искусственный интеллект, биоинформатика»;
  • Школьной секции, направление «Фотоника».
  Всего на Конгрессе в рамках школьной секции представили свои доклады 116 школьников.
  Дмитрий представил исследование, над которым он работал последнее время в рамках проекта «Исследовательские мастерские». Данный проект создан благодаря инициативе руководства Лицея № 590 при поддержке Университета ИТМО. Замысел проекта связан с развитием линии «школа-вуз-социум» на примере взаимодействия Лицея № 590 и Университета ИТМО по проведению школьниками научных исследований междисциплинарного характера при ресурсной поддержке вуза:
  • материально-технической (лаборатории Международного института «Фотоники и оптоинформатики»;
  • педагогической (преподаватели кафедры Фотоники и оптоинформатики: д.ф.-м.н А.В. Павлов,
     к.ф.-м.н. С.А. Чивилихин, к.ф.-м.н. О.А. Смолянская).
  Идейным вдохновителем и руководителем проекта «Исследовательские мастерские» в Лицее № 590 является к.п.н. Людмила Владимировна Арьяева. Со стороны Университета ИТМО активную поддержку проекту оказали д.э.н. Елена Леонардовна Богданова, директор «Института международного бизнеса и права», и д.ф.-м.н. Сергей Аркадьевич Козлов, декан факультета «Фотоники и оптоинформатики». Огромная ценность проекта в том, что он даёт возможность заинтересованным школьникам найти и проявить себя в мире науки, занимаясь ею в современных лабораториях под руководством опытных учёных и педагогов. И, конечно, очень важно то, что он объединяет талантливых школьников не только Лицея № 590, но и других профильных школ Санкт-Петербурга.
  Дмитрий Владимирцев рассказал о своём исследовании.
  Я представил свои исследования в области голографической парадигмы искусственного интеллекта (ИИ). Данная парадигма основывается на том, чтобы попытаться на некотором уровне аналогий воспроизвести процессы, которые происходят в мозгу, с помощью голографических методов и средств. Интерес к голографической парадигме обусловлен тем, что не всегда получается заставить компьютер работать так, как это делает мозг человека (компьютерная парадигма), как этого хотелось бы. Несмотря на то, что сейчас проводится много исследований на эту тему, остается очень много творческих задач, с которыми ИИ, построенный в рамках компьютерной парадигмы, справиться не может. Чтобы восполнить этот недостаток, в системах ИИ, разрабатываются неклассические парадигмы, которые перекликаются с физикой, биологией, химией. Одна из таких парадигм – голографическая.
  В голографической парадигме ИИ мы исследовали голограммы Фурье. Мы записываем голограмму двух образов, то есть голограмму пары связанных образов. Мы можем получать одну, две, три и больше пар. На экране мы получим в итоге индуцированный образ, в котором серым цветом будет все то, что отличается у разных пар, а общее будет выделено. То есть некий общий образ, а если переносить на язык ИИ, то это уже более общее, чем образ - понятие, сформированное на основе нескольких образов. Здесь идет сравнение не самой голографии и функций мозга, а математики, которая используются в расчетах для голографии, и функций мозга. То есть мы говорим о фундаментальных механизмах работы мозга и голографии, в которой математические принципы позволяют получать тот самый индуцированный образ. Здесь используются обработка образов на алгебре фурье-дуальных операций.
  Исследование, которое я представил на VII Конгресс молодых ученых, является продолжением исследования моего научного руководителя, Александра Владимировича Павлова, доцента кафедры Фотоники и оптоинформатики. В своей работе я разбирался с факторами, которые могут повлиять на эффективность формирования понятия из набора образов, проверял теоретическую формулу оценки эффективности формирования понятия. Конечно, формула не совершенна, она может работать с приближением, поэтому нужно, чтобы было больше примеров для ее отточки. В дальнейшем мне хотелось бы усовершенствовать формулу».
  Мы уверены, что проект «Исследовательские мастерские» будет динамично развиваться, и студенческое сообщество Университета ИТМО будет ежегодно пополняться уже проявившими себя молодыми учёными.
 
Design by Anton Alfimov         Powered by MagicTeam