ФАКУЛЬТЕТ ФОТОНИКИ И ОПТОИНФОРМАТИКИ
НовостиУниверситет ИТМО
2020-04-06
Семестр в Финляндии. Чем хорош университет Аалто, а что лучше в ИТМО.
  Друзья, после того, как мы разместили на странице факультета Фотоники и оптоинформатики в ВК видеоролик Евгении Пономаревой об учёбе в Университете Аалто, его посмотрело уже более пятисот пятидесяти человек. Кто ещё не посмотрел, пожалуйста, посмотрите, и поддержите Женю (кнопка «нравится») в её желании поделится своим опытом. С момента размещения этого видеоролика, к нам постоянно поступают просьбы и пожелания «раскрутить» Женю на подробное интервью об обучении в Финляндии по программе семестрового обмена. Несмотря на предельную занятость Жени, нам удалось уговорить её на такое интервью, и честно говоря, сами не ожидали, насколько интересным оно будет! Читайте!
 
 Знакомьтесь: Евгения Пономарева – магистрантка первого курса факультета Фотоники и оптоинформатики, учится на программе «Квантовые коммуникации и фемтотехнологии». Лауреат стипендии Правительства РФ на 2019 – 2020 уч.год.
 
 Женя, расскажи, пожалуйста, немного о себе и своих научных интересах.
Я учусь в магистратуре на факультете Фотоники и оптоинформатики, и работаю инженером в лаборатории Фемтосекундной оптики и Фемтотехнологий, а теперь по совместительству еще и в лаборатории Квантовых процессов и измерений. Безусловно, мне нравится развиваться и получать новые знания по любым областям физических наук, стараюсь самообразовываться за счет дополнительных курсов и литературы, когда есть время. Но исследовать процессы взаимодействия мощного лазерного излучения с веществом особенно захватывающе! Причем, это интересно как с экспериментального, так и с теоретического аспекта исследований. Сейчас, основные мои задачи связаны с исследованием генерации ТГц волн при филаментации лазерного излучения в жидкостях. Об этом уже выходила статья в ITMO.NEWS
 
 Бакалавриат Ты заканчивала в Университете ИТМО?
Да, в бакалавриате я училась на этом же факультете ИТМО по программе «Оптические и квантовые технологии передачи, записи и обработки информации», сейчас она, вроде, называется Фотоника и оптоинформатика.
 
 В каком университете Ты училась по программе семестрового обмена.
 Я проходила обучение в университете Аалто, г. Эспоо, Финляндия, и продолжаю это делать сейчас в удаленном режиме.
(В 2015 году в рейтинге авторитетной британской компании QS Quacquarelli Symonds университет занимал 139-е место в общем рейтинге лучших университетов мира – прим. автора).
 
 Как Ты попала на семестровый обмен?
 Нужную мотивацию дал Максим Мельник, который занимается международными связями и образовательными программами у нас в подразделении. Университет по обмену (из списка университетов-партнёров ИТМО – прим. автора) и дисциплины выбирают все самостоятельно. На самом деле, выбор был существенно ограничен, необходимо было совпадение дисциплин в ИТМО и принимающем вузе. С документами, подачей заявки я разбиралась совместно с сотрудниками департамента Академической Мобильности. В целом, все было организовано хорошо, необходимую поддержку можно было получить по электронной почте или по телефону практически в любое время.
 Для того, чтобы пройти отбор, нужно выполнить ряд условий: не иметь долгов, сдать тест на знание английского языка не ниже уровня B2, и получить добро от руководителя образовательной программы. Выходит, если ты хорошо учишься, можешь общаться с иностранцами и действительно хочешь получить новые знания и опыт, то все должно получиться естественно и легко.
 
 Как-то очень просто всё получается. И что руководитель так запросто «даёт добро» всем, кто захочет?
 Не знаю, как на других программах, а наш руководитель, Сергей Аркадьевич Козлов, даже поощряет стремление студентов к получению нового опыта и знаний. Правда, это надо сначала доказать своими практическими результатами. Со мной этот вопрос решился, действительно, «просто», поскольку я начала серьёзно заниматься научной работой ещё в начале 3-го курса бакалавриата в лаборатории, где сейчас работаю, а со 2-го курса училась на отлично.
 
 Кто организовывал оформление документов, насколько это был сложный процесс?
 Скорее не сложный, но немного нервный. Сроки поджимали, и мои нервы тоже иногда подводили. Справиться помогла поддержка от коллег, и, безусловно, помощь от департамента Академической Мобильности. Именно они являются главным связующим звеном с принимающим университетом, согласуют основные моменты по учебе и нашему пребыванию в стране.
 Что касается оформления вида на жительство и страховки, тут все зависит только от тебя самого. Инструкции нам выслали, конечно. Для студентов сроки рассмотрения заявки специально урезают, что сделано для нашего удобства. В итоге, все документы были готовы вовремя, за месяц до начала учебы.
 
 Виза, медицинская страховка. Кто оформляет, сколько стоит, кто платит?
 Виза = вид на жительство, это - студенческая виза. Необходимые инструкции прислал принимающий университет, где была дана ссылка на сайт консульства Финляндии. Все проходило через онлайн-систему. Помимо паспорта необходимо было подтверждение своих доходов, также страховка.
Помимо прикрепления документов, важная часть заявки – это заполнение анкеты, которая содержит вопросы о твоей личности, о мотивации, о целях и причинах поездки.
 Оплата проходила через этот же сайт. Стоимость вида на жительство составила 350 евро, если я не ошибаюсь.
Медицинскую страховку делали через сайт swisscare, там все делается очень быстро и просто. По-моему, стоимость её была порядка 100 евро.
 За всё я платила сама, и эти расходы никто не возмещал, разумеется.
 
 На какой период была рассчитана программа?
 Это программа семестрового обмена, соответственно в моем случае она подразумевала обучение в течение весеннего семестра в университете Аалто. Там он делится на три периода. Как правило, первые два включают в себя основные дисциплины и два блока экзаменов, а последний направлен на выполнение проектов и междисциплинарные курсы.
 Если бы не внештатная ситуация, я бы закончила свое обучение в конце мая.
 
 Как организовано обучение в Аалто?
 Я бы сказала, обучение в Финляндии более свободное и личностно ориентированное. Курсы студент выбирает сам, конечно, с ограничением по подразделениям. То есть, логично, что если ты студент факультета искусства и дизайна, ты не будешь набирать дисциплины факультета химии.
Основное требование – набрать 60 ECTS (зачетные единицы) за год. Мне показалось интересным, что если студент не набрал нужное ему количество баллов по предмету, то он может добирать их даже в следующий год. А еще система оценивания там другая, от 0 до 5. То есть я до сих пор не знаю, как бы, например, трансформировали финскую 4 в русскую оценку.
 Требования по отдельным курсам очень разнятся. По одному может быть блок задач и завершающий экзамен, по другому к этому добавятся эссе, какой-то групповой проект и презентация, а по третьему вместо экзамена будет реализация какой-то более масштабной задачи. Стоит отметить, обучение интерактивное, по схемам «преподаватель - студент» и «студент-студент». Я считаю, это очень важно, и это как раз то, чего зачастую не хватает российским ВУЗам.
 
 Тебя касается «Основное требование – набрать 60 ECTS за год»? И чем для Тебя заканчивается, с формальной точки зрения, обучение в Аалто?
 Нет, мне, как магистранту, важно, чтобы зачетные единицы, полученные в Аалто помогли перезакрыть предметы в ИТМО. Лично у меня за семестр должно выйти 34 ECTS.
 Как я уже говорила, требования по дисциплинам самые разные. К тому же, в виду нынешней ситуации и перехода на удаленное обучение, некоторые преподаватели вводят другие формальные требования вместо сдачи экзамена.
 У меня вышло так, что из семи дисциплин, я сдаю экзамены по четырём. По двум другим подразумеваются проекты – эссе и написание программного кода для исследования какой-либо физической задачи.
 Вместо одного экзамена преподаватель ввел формальное прохождение курса при выполнении всех блоков упражнений и домашних заданий.
 
 Как организован быт студентов Аалто?
 Наверное, первое, что приходит в голову, это местная ассоциация «гильдий». В каждом департаменте она своя (т.н. «гильдия физики», «гильдия бизнеса» и т.д). Это ребята в забавных комбинезонах с нашивками, которые помимо помощи новоизбранным студентам, организуют тусовки, конкурсы и другие веселые мероприятия.
 В Аалто есть своя студенческая ассоциация, которая так же очень хорошо развита. Заметно было, что студенты получают большую поддержку и имеют много возможностей, как для реализации своих проектов, так и для просто хорошего времяпровождения.
 Говоря о более приземленных вещах. Цены в Финляндии очень высокие, на всё. Но я уже скучаю по местным столовкам. Обед в столовой университета Аалто выйдет вам в копейки, а если конкретно, в - 2.60 евро (такая цена установлена во всех университетах Финляндии - прим. автора). Причем, столовые там распределены по всему кампусу, они очень круто обустроены, и еда каждый день разнообразная, подстроенная под предпочтения любого человека (для веганов, приверженцев правильного питания, любителей фастфуда и т.д.).
Очень хочу отметить наличие свободного пространства для работы практически в каждом корпусе. Это мне очень не хватало на первых курсах в ИТМО.
 Библиотека тоже просто отличная, есть «тихие» залы, есть место, чтобы просто попить кофе и обсудить проекты с товарищами, а если хочется уединиться в полной тишине и покое, то и для этого без труда можно забронировать отдельный класс через приложение.
 
 Обучение, проживание платное или бесплатное? Стипендия, какая, если есть, кто её платит и хватает ли её на жизнь?
 Обучение бесплатное, в рамках программы, и это ее основное преимущество. Проживание, конечно, платное, и влетело нам в копеечку. Стипендия от Департамента академической мобильности ИТМО (30 тыс. руб. – прим. автора) лично мне не покрывала даже эти расходы. С повышением курса евро оплата моей комнаты выходила в сумму около 35 тыс. руб. (в общежитии МСГ, где живёт Женя, проживание на порядок дешевле, и обходится ей в 3 тыс. руб., в трёхместной комнате – прим. автора).
 Проживать там можно в двух типах общежитий – с мебелью и без (то есть ты сам ищешь мебель на распродажах или берешь у предыдущих жильцов, если повезет). Конечно, от этого немного и цена варьируется.
 Есть 4 вида апартаментов (перечисление по понижению цены): студия для проживания в одиночку, твоя личная комната в общей квартире, студия для проживания вдвоем с соседом и комната, которую ты делишь с соседом.
 От Аалто никаких стипендий не подразумевалось.
 
 Взаимоотношения с руководством университета и другими студентами?
 Почти все там устроено для обеспечения максимального комфорта. Общение происходит на одном уровне, несмотря на занимаемые должности. Преподаватели (по крайней мере, в моем случае) были очень классные, общались легко, прекрасно подавали материал, всегда оказывали помощь и поддержку. Именно в этом плане я ни разу не испытала какого-то лишнего давления.
 За время своего нахождения в стране я познакомилась как с другими студентами по обмену, так и с местными. Ребята веселые, дружелюбные. Для себя отметила, что с образовательной целью приехали далеко не все. Бакалавры в основном развлекались и занимались внеучебными мероприятиями. Лично мне на это совсем не хватало времени, но я об этом не жалею.
 
 Контингент обучающихся?
 Очень большое количество международных студентов. Это действительно бросается в глаза. Но это факт, что Аалто считает международные связи одним из своих приоритетов.
 Если говорить про дисциплинарный разброс, то выделялось большое количество студентов по гуманитарным направлениям (искусство, дизайн, бизнес), немного меньше на факультете химии и компьютерных технологий. Меньше всего обучающихся, как показалось мне, как раз в департаменте физики. Несмотря на это, в Аалто ведется активная научная работа по разным направлениям, имеются высокорейтинговые публикации и хорошее оборудование.
 
 Что Тебе там больше всего понравилось?
 Так как основной целью было получить новые знания, то больше всего понравился сам образовательный процесс. Мне кажется, в Аалто очень хорошо развит подход к тому, чтобы «учить думать». Приходилось выходить из зоны комфорта, решать сложные задачи, слушать лекции на тематики, которые ты совсем не знаешь. Но думаю, только так, медленными шажками, можно приближаться к какому-то междисциплинарному профессионализму.
 Понравилось обустройство кампуса, там всегда было очень комфортно учиться и работать за ноутбуком. Каждый класс Аалто оборудован необходимыми вещами, качественной техникой.
 
 Какой опыт системы образования в Финляндии было бы полезно применить у нас?
 Думаю, в нашей системе образования не хватает какого-то плодотворного синтеза нацеленности на результат и интерактивности процесса. Зачастую предмет ведется сухо, не структурировано, не хватает обсуждения вопросов и задач внутри класса. В Аалто это было организовано очень хорошо, думаю, такой подход стоит развивать повсеместно.
 Помимо этого, меня привлек опыт привлечения студентов-магистрантов к преподаванию. Они работают в качестве ассистентов по курсу, как правило, отвечая за практику по предмету. Это очень здорово!
 
 Что у нас в университете ИТМО, (на факультете, в лаборатории) организовано лучше?
 По науке – вовлечение в научный процесс с самых первых курсов бакалавриата, по крайней мере, на нашей программе. Мы начали знакомиться с научной работой, в том числе, экспериментальной, на действующих лазерных системах в лаборатории, практически, уже в конце второго курса. Это было реально круто, и во многом определило мои дальнейшие планы.
 По учебе – единое расписание, в то время, как в Аалто многие курсы попросту перекрывают друг друга, и приходится жертвовать интересующими тебя вещами.
 По остальному – у нас, как мне показалось, лучше и многообразнее студенческие клубы и спортивная деятельность.
 
 Чем Тебе в будущем поможет опыт учёбы в университете Аалто?
 Ну, подстраиваться под любые жизненные неожиданности – это точно. Но главное, это приобретенный опыт. Думаю, я получила достаточно вдохновения и знаний по новым для меня дисциплинам, чтобы развиваться дальше в научной деятельности.
 
 Женя, спасибо! И напоследок, что бы Ты пожелала студентам, ещё раздумывающим о семестровом обмене?
 Обязательно использовать возможности, которые дает ИТМО. Набраться смелости и получить уникальный опыт обучения в зарубежном университете. Это действительно интересно, и полезно для саморазвития во всех отношениях. Я уверена, что каждый найдет в этом опыте что-то для себя, будь то новые друзья, новые знания, а может и новые профессиональные связи!
2020-04-03
Научная деятельность – работа мечты!
  Евгения Пономарева, магистрантка факультета Фотоники и оптоинформатики, победитель вузовского конкурса «Студент года -2019» в номинации - лучший в научном и техническом творчестве, рассказала о своей научной работе и поделилась опытом учёбы в Финляндии.
  В январе 2020 года Евгения приступила к занятиям в Университете Аалто (Финляндия) по программе семестрового обмена. К сожалению, из-за эпидемии коронавируса в марте Жене пришлось вернуться в Санкт-Петербург, где её с радостью встретили коллеги по лаборатории Фемтосекундной оптики и фемтотехнологий, и загрузили новым заданием по научному проекту. Но и учёбу в Аалто никто не отменял, и Женя продолжает учиться по программе финского университета, но уже дистанционно. В мае необходимо будет сдать четыре экзамена и два проекта. Поэтому сейчас, несмотря на не простые времена, ей приходиться трудиться, как это ни парадоксально, в два раза усерднее, чем раньше. Но Женю трудности не пугают, поскольку однажды она сделала свой важнейший профессиональный выбор: «научная деятельность – это работа моей мечты»!
  Посмотрите видеоролик, который сделала Женя, и Вы также влюбитесь в науку.
 
 
2020-03-05
Учёные факультета Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО разработали самоочищающиеся покрытия для смартфонов.
  Всего два компонента, смешанные в строгой пропорции, вмиг расправляются и с красителем, и с множеством микробов.
 Учёные из Университета ИТМО разработали уникальные покрытия для смартфонов, которые могут совершить настоящую революцию в мире мобильных гаджетов. Покрытие способно убивать разных микробов, которые попадают на экран. Подобные исследования делают и крупные мировые производители смартфонов, но отечественная разработка обладает явным преимуществом.

— В одной из кювет — это просто водный раствор этого органического красителя, в другой кювете такая же концентрация органического красителя, но с добавками части компонентов нашего плёнкообразующего раствора, — объясняет доктор химических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ оптического материаловедения Университета ИТМО Сергей Евстропьев.
 
  Учёные из Университета ИТМО демонстрируют настоящее чудо. Всего два компонента, смешанные в строгой пропорции, вмиг расправляются и с красителем, и с множеством микробов. Уникальные свойства жидкому составу придают соль цинка и специальный полимер. Не меньше пользы и от твёрдого покрытия, которое образовано из этих же химических веществ. Его можно, например, наносить на экран для смартфонов. В этом случае, говорят учёные, он будет на 100% свободен от бактерий. Теперь научной находкой осталось заинтересовать потенциального бизнесмена.
  — У нас нет дорогостоящего оборудования, мы должны на всём экономить. Для того, чтобы наш метод был инвестиционно привлекательным, он должен быть дёшев, прост, не использовать никаких сложных исходных материалов, примитивное технологическое оборудование, — говорит Сергей Евстропьев.
  Покрытию не страшны никакие царапины, а ещё оно способно самоочищаться. При попадании света на нём выделяется кислород, который и убивает бактерии. В лаборатории чудо-плёнку получают в три этапа. Нужные компоненты сначала взвешивают. После растворяют в спирте и тщательно перемешивают.
  Во время эксперимента образец опускают в готовый раствор и отправляют в муфельную печь. При температуре более 550 градусов Цельсия происходит термообработка, занимающая около двух часов. После этого на поверхность стекла наносят то самое покрытие с антибактериальным эффектом.
  Эффективность такой плёнки уже доказали, опустив его в жидкость с микроорганизмами — от кишечной палочки до стафилококков. Ни одна бактерия так и не смогла осесть на плёнке. Такие результаты дают широкий простор для научной мысли.
— Создание покрытий на линзах, на объективах для фотоаппаратов, которые могут использоваться в агрессивных средах, например, под водой, в тропиках всегда вырастают грибы при длительном использовании таких оптических инструментов, и это покрытие будет очищать объектив, — отмечает профессор, доктор физико-математических наук, директор НИЦ оптического материаловедения, заместитель декана по науке факультета Фотоники и оптоинформатики Николай Никоноров.
  Покрытию пророчат большое будущее и в борьбе с тяжёлыми болезнями.
— Мы наносим покрытие на торец нашего эндоскопа, и подсвечивают уже ультрафиолетовым источником света. На конце этого эндоскопа выделяется активный кислород, синглетный кислород, который начинает убивать те бактерии, которые видим в этой картине — прежде всего, это борьба с раковыми заболеваниями, — подчёркивает Николай Никоноров.
  По словам исследователей, покрытие будет служить не менее пяти лет. Осталось лишь проверить устойчивость плёнки при высоком перепаде температур — например, при переходе из тёплого помещения на мороз. А сразу после запатентовать уникальную разработку.
 
 Источник
 Автор: Михаил Колокольцев, Телеканал 78.
2020-02-25
Поздравляем Николая Петрова, руководителя лаборатории Цифровой и изобразительной голографии Международного института Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО!
  Николай Петров, руководитель лаборатории Цифровой и изобразительной голографии Международного института Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук! Диссертационный совет проголосовал единогласно: 10 - 0. Поздравляем Николая Петрова и его научного консультанта - д.ф.-м.н., профессора, Козлова Сергея Аркадьевича, декана факультета Фотоники и оптоинформатики!
  Тема диссертации Николая Петрова: «Цифровая голографическая регистрация, обработка и анализ волновых полей в видимом и терагерцовом частотных диапазонах».
  Диссертация посвящена разработке и исследованию методов цифровой голографической регистрации, техник обработки и анализа в цифровой форме получаемых таким образом распределений комплексных амплитуд электромагнитных волн. В период работы над диссертацией Николай Петров разработал новые методы внеосевой цифровой голографии сфокусированного изображения, голографические методы исследования сверхбыстрых процессов с фемтосекундным временным разрешением, методы статистической характеризации ансамблей частиц, использующие как пороговую обработку, так и корреляционный анализ изображений частиц для двух соседних сегментов исследуемого объема.
  Работа содержит ряд интересных и полезных результатов, как с точки зрения фундаментальной науки, так и с точки зрения практических применений. К фундаментальным аспектам диссертационного исследования относятся предложенные методы диагностики пространственных вариаций нелинейного показателя преломления, техники повышения пространственного разрешения на основе численной итерационной обработки экспериментальных данных, физические основы метода импульсной терагерцовой голографии для характеризации объектов и измерения волновых фронтов. Прикладные аспекты работы охватывают результаты исследования эффективности методов восстановления волнового фронта из цифровых внеосевых голограмм, записанных в схеме сфокусированного изображения, а также экспериментальный сравнительный анализ методов восстановления волнового фронта из распределений интенсивности. Здесь же следует упомянуть результаты статистического анализа изображений треков частиц, и применение методов цифровой голографической интерферометрии в исследованиях как биомедицинской, так и технической направленности. Отдельный практический интерес вызывает проведенный анализ особенностей преобразования структуры широкополосного волнового фронта в процессе дифракции в свободном пространстве и с участием препятствий.
 
  Актуальность диссертационной работы
  Решение рассматриваемых в работе задач чрезвычайно востребовано в науке, технике, медицине и экологии, поскольку приборы, работающие на принципах цифровой голографии, с одной стороны, используют минимальную элементную базу, а с другой - позволяют регистрировать и оперативно обрабатывать статистически достоверные объемы полезной информации.
 
  Список значимых достижений и наград:
  • 2010 год - Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования 2010 года.
  • 2011 год - Николай Петров успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук по направлению «Оптика».
  • 2012 год - Лауреат молодежной премии Санкт-Петербурга в области образования.
  • 2015 год - Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности.
  • Двукратный лауреат премии имени профессора Ю.И. Островского за лучшие научные работы в области оптической голографии и интерферометрии.
  • Обладатель медали Ю.Н. Денисюка: «За большой вклад в развитие голографии в части восстановления волновых фронтов из распределения интенсивностей в видимой и терагерцовой областях спектра».
  • Николай Петров автор и соавтор более 250–ти публикаций, в том числе более 30-ти статей в высокорейтинговых реферируемых журналах, включая: Optics Express, Optics Letters, Applied Optics, Applied Physics Letters, Journal of Biomedical Optics, Optics and Lasers in Engineering.
  • Индекс Хирша (h-index Scopus) – 14.
 
  Желаем Николаю новых достижений и открытий!
2020-01-27
Учёные Международного института Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО получили Госзадание.
 
  В конце декабря 2019 года были подведены итоги конкурса научных проектов, выполняемых коллективами исследовательских центров и научных лабораторий образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России. В число победителей вошёл проект коллектива учёных Международного института Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО. Проект «Квантовая динамика и корреляционные измерения многомодовых фотонных систем и топологически нетривиальных поляризационных состояний» получил статус - «выполняемый в рамках государственного задания в сфере науки», с соответствующим финансированием за счёт средств федерального бюджета.
 
  Министерство науки и высшего образования Российской Федерации провело в 2019 году конкурсный отбор научных проектов, выполняемых коллективами исследовательских центров и научных лабораторий образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России. Это был первый конкурс, проводившийся в рамках реализации «Национальных проектов». Цель конкурса – определить наиболее перспективные проекты, программа которых, в том числе, направлена на решение наиболее актуальных задач Российской Федерации. Всего на конкурс было подано более 700 проектов, в том числе – 27 от исследовательских центров и научных лабораторий Университета ИТМО. Экспертную оценку проектов в части тематики научных исследований, научной и научно-технической деятельности проводила Российская академия наук (РАН). При проведении оценки и подготовки заключений по проектам научных исследований, включаемых в планы научных работ за счет средств федерального бюджета, использовались следующие критерии:
  • актуальность проводимых научных исследований;
  • научная новизна проекта;
  • значение проекта для развития соответствующего направления научных исследований;
  • научное и научно-техническое сотрудничество, в том числе международное (участие в международных и российских исследовательских программах, проектах, научных коллаборациях);
  • достижимость заявленных в проекте показателей с учетом кадрового потенциала;
  • потенциал практического применения ожидаемых научных и научно-технических результатов с учетом приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации.
 
  Подробнее о проекте – победителе конкурса рассказал руководитель научной группы – доцент факультета Фотоники и оптоинформатики, к.ф.-м.н. А.Н.Цыпкин.
  Какова цель проекта?
«Главная цель проекта научной группы - создание и расширение квантовых моделей элементов квантовой оптики и их применение в базовых протоколах квантовых коммуникаций и квантовой информатики. Целями проекта являются: изучение возможности генерации, управления и измерения квантовых состояний электромагнитного поля, распространяющегося в различных средах, а также анализ и развитие теории функционирования ключевых элементов систем квантовой информатики. Квантовая информатика изучает методы и принципы хранения, передачи и обработки информации с использованием квантовых состояний различных физических систем, и является одной из основных областей исследований, находящихся на пересечении современной физики и информатики».
  Если немного о сути проекта, что Вы предполагаете сделать, и что получить «на выходе»?
«Проект предполагает проведение комплексного фундаментального исследования в области квантовой оптики и квантовой теории информации. Основным результатом станет разработка методов решения проблем современной квантовой оптики, описание ее элементной базы, средств взаимодействия ее элементов, а также методов их изучения и моделирования. Разработанные модели позволят оценить различные информационные свойства многомодовых фотонных систем и топологически нетривиальных поляризационных состояний. В частности, в основе проекта будет лежать полностью квантовая модель фазового модулятора, открывающая новую область теоретических и прикладных исследований в области квантовой информатики. Предлагаемый в проекте подход является оригинальным и основан на собственных разработках авторов в области квантовых алгебр и их деформаций, квантовой оптики и квантовой информатики. Помимо этого, в ходе работ будет проведены экспериментальное подтверждение и оценка разрабатываемых моделей».
  Каковы сроки и финансирование проекта?
«Работы по проекту рассчитаны пять лет, с 2020 по 2024 годы. Суммарное финансирование проекта за счёт средств федерального бюджета составит 185 млн. рублей».
  Какова численность и состав научной группы, которая будет реализовывать проект?
«В настоящее время научная группа состоит из тридцати человек. Это и уже известные в своей области учёные, и – начинающие молодые учёные, в том числе, бакалавры, магистранты и аспиранты факультета Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО».
 
Предыдущая    1    2    3    4    5    6    Следующая
Design by Anton Alfimov         Powered by MagicTeam